Эпос "Давид Сасунский"

ДАВИД (БИБЛЕЙСКИЙ) и ДАВИД (САСУНСКИЙ)

Некоторые специалисты (В.Брюсов, С.Арутюнян) считают, что народный эпос «Сасунци Давид» дошел до нас не полностью, и возможно, что еще будут открыты новые его части. Общеизвестно также, что в эпосе есть черты глубокой древности. В его основу легли древнейшие исторические песни, приуроченные к Сасунци Давиду. Известны варианты эпоса на персидском и курдском языках.

В Большой Советской энциклопедии отмечается, что армянский героический эпос «Сасунци Давид» основывается на борьбе в IXв. жителей Сасуна против арабского владычества. Весь цикл (состоит из 4-х ветвей) создавался в течение многих веков и вобрал в себя легенды, предания, эпические сказания с древнейших времен. В нем отражены и многие исторические события. Создание эпоса некоторые ученые относят к позднему периоду гиксосской эпохи (1580-1560 гг. до н.э.).

При дальнейших рассуждениях учтем следующие доводы и гипотезы:

1. М. Хоренаци в своей истории доводит до нас сведения древних о том, что с предками Айка соседствовали потомки двух сыновей Сима. Эти Симовцы присоединились к Айку и участвовали в битве против Бела.

2. Гиксосы - горные племена древних армян. В XVIIIв. до н.э. Египет и Палестина были завоеваны гиксосами.

3. Появление древних евреев в Египте связывается с завоеванием этой страны гиксосами (1750-1580 гг. до н.э.).

4. После изгнания гиксосов из Египта, в результате усиливающегося угнетения древних евреев (союзников гиксосов) начинается исход евреев, объединение 12 племен и завоевание ими древнего Ханаана (Палестины).

Племя древних евреев (причем ученые видят между последними и современными евреями большие различия), прожившее в культурно-этнической среде гиксосов, не могло не вобрать определенные черты в преданиях и сказаниях, в легендах и мифах у сасунцев. Очевидно, что исторические и судьбоносные для народов события в той или иной степени не могли не сохраниться в памяти потомков. В этой связи вниманию читателей предлагаются фрагменты из жизни героя эпоса «Сасунци Давид» в сравнении с иудейско-библейским Давидом. Они свидетельствуют в целом об удивительной общности этих образов, о жизненных и культурных связях гиксосов и одного из племен древних евреев. Представители этого племени, возможно, и стали основным элементом, вокруг которого произошло объединение 12 племен. Остальные племена проживали в Египте со времен распространения на земле потомков Сима.

Цитаты даны по «Антологии армянской поэзии» (Сказание о четырех поколениях сасунских богатырей) и книге «Мифы народов мира».

Давид (евр. David, возможно «любимец») - царь Израильско-Иудейского государства (Xв. до н.э.).

Ветхозаветное повествование о Давиде придало ему черты эпического героя, царя-воителя. Иудаистическая и христианская традиции связали с Давидом (и его родом) мессианские чаяния. Давид - выходец из иудейского города Вифлеема, младший сын Иессея (из колена Иуды).

Давид - пастух.

Предание характеризует его как юношу, «умеющего играть (певец-гусляр, музыкант и поэт), человека храброго и воинственного, и разумного в речах, и видного собою».

Давид пользуется покровительством Яхве.

Давид одержал победу над Голиафом (отпечаток фольклорно-сказочной борьбы израильских племен против филистимлян-ханаанцев).

Голиаф - великан, его вооружение: медный шлем, чешуйчатая броня, медные наколенники и щит-копье.

Давид отказывается от полного вооружения и выступает против страшного противника только с пращой. Со словами: «Ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя... бога воинств израильских».

Давид поражает великана из пращи так, что камень вонзается в его лоб и он падает на землю; затем, наступив ногой на Голиафа, Давид отсекает ему голову.

Давид борется со львом и медведем. Он становится любимцем народа. Женится на царевне Мелхолы, дочери израильско-иудейского царя Саула.

Далее Давид подвергается преследованиям царя Саула. Давид провозглашается царем Иудеи. После гибели потерпевшего поражение от филистимлян Саула и его сыновей, Давид провозглашается царем и израильтян.

Давид завоевывает город Иерусалим («град Давидов») и переносит сюда ковчег завета. Осуществляет попытку воздвигнуть в Иерусалиме храм Яхве.

Военные предприятия Давида сопровождаются «вопрошанием Яхве», благословляющего его на победы или предупреждающего его об опасностях.

Один из поступков Давида навлекает на себя «гнев Яхве», в результате на израильтян насылается моровая язва.

За другой поступок Яхве наказывает Давида смертью младенца, рожденного от одной из многочисленных жен (Вирсавией). Однако второй ее сын, Соломон, оказывается угодным богу.

Распря с сыном (за братоубийство) перерастает в открытый мятеж, в результате которого царевич погибает. Давид оплакивает сына (к недоумению тех, кто победой спас царя).

Давид царствует 40 лет. Кстати, эта цифра часто повторяется, например, 40 дней выставляет себя Голиаф для единоборства, но никто не выходит из израильского стана.

Сложилась легенда о Давиде как мессии («помазаннике») и о богоизбранности не только Давида, но вообще царской власти у евреев. Потомки Давида также считались помазанниками божьими. Давиду приписывается составление псалмов (объединенных в библейской книге Псалтырь).

В период нависшей над иудейским царством угрозы утраты независимости, пророки (в книгах Исаии (11, 1) и Иеремии (30, 9)) выражают надежду на предстоящее восстановление «царства Давидова». «Созовите войско Азканазское и царство Араратское» - эти слова произносит Иеремий в минуту опасности.

Потомки Давида правили в иудейском царстве около 400 лет до завоевания его в 587-585гг. до н.э. вавилонским царем Навуходоносором II. Армянский царь Айкид Xрачья (по-видимому, потомок айков сасунскиx) выпрашивает у Навуxодоносора знатного иудейского вождя Шамбу Бxавата (не из колена ли Давидова?) и с почестями поселяет в Армении (быть может, именно там, где жили когда-то потомки двуx сыновей Сима).

Образ Давида постепенно приобретает черты бессмертного царя-спасителя.

Эсхатологическая вера в мессию как «сына Давидова» была воспринята христианством: по Евангелию от Матфея (1, 20-21), Иисус является прямым потомком Давида (как и Давид, он родом из Вифлеема), будучи «помазанником» (буквальное значение слова «Xристос»), и имел право на престол и царский трон.

В средневековой кабаллистической книге «Зогар» царь Давид был на этом свете и будет царем в грядущем времени. Ожидание пришествия «помазанника», самого Давида или его потомков - один из ведущих мотивов еврейского мессианства и вероучения некоторых мессианскиx сект.

В книге «Зогар» говорится, что глаза Давида были цвета радуги и блестели, но после «греха» (с Вирсавией?) стали тускнеть.

Дауд (Daoud) - в мусульманской мифологии пророк, культурный герой, который соответствует библейскому Давиду, царь, наследник аллаха (по Корану). Аллах даровал ему власть и мудрость. Дауд убивает Джалуста (соответствует библейскому Голиафу). С псалмами Дауда связаны упоминания о пении и славословии («забур Дауд»). За несправедливый поступок в последующем Дауд раскаивается (Коран, 38: 20-25).

У мусульман Дауд почитается как покровитель металлургии (изобретатель кольчуги; металл в его руках обретает мягкость) и металлических инструментов. Они поклоняются его могиле, якобы находящейся в Вифлееме.

Один из основных героев армянского эпоса Давид (в дальнейшем Давит) является носителем народного идеала, благородства, справедливости, мужества, героизма, величия и подлинного патриотизма. Этимология имени Давид скорее отражает драконоборца (убивающего девов). В армянском «дави» означает война, борьба.

Давит рано осиротел. В отличие от других детей, растущих по годам, вырос по дням.

Давит - любимец народа, «помазанник», богоизбранный. Он и пастух.

В детстве, в Египте, его подвергли испытанию: принесли блюдо золота, блюдо огня. «Давит руку к золоту протянул, но ангел руку его схватил и к блюду с огнем поднес».

Давит - сын Мгера, внук Санасара, рожденного по божьей воле от армянской царевны Цовинар (ее два сына родились от двух глотков воды). Санасар и его брат Багдасар основали Сасун.

На правой руке Давита знак Божий - Патараза крест.

Давит - искусный музыкант и составитель песен.

Давит одерживает победу в поединке с великаном Мсра-Меликом. Этимология имени Мсра-Мелик отражает борьбу гиксосов с Египтом (Белом-Местраим по М.Xоренаци). Слово Мсра состоит из мс (часть, мыс) и ра (солнце) и означает часть солнца. Египет переводится как солнце, а мелик означает князь. Мсра-Мелик - это вождь, предводитель египтян, угрожавший древнейшей Армении, в частности Сасуну.

Давит набирает силы из молочного источника отца (родник на отцовском Цовасаре). Он отказывается отвечать на первые удары Мсра-Мелика и в конце наносит единственный смертельный удар мечом.

В минуты опасности Давит обращается к Богу: «О, великая Марута! О ратный крест на правой руке (знак Божий). Молю вас, помогите мне, прибавьте силы мне!».

Мсра-Мелик и Давит - родные братья по отцу. Такое родство в эпосе отражает связь праотцов египтян и древних армян, а именно Айка и Бела. Ведь последние также были родственниками, троюродными братьями.

Давит совершает много подвигов. Преследует и убивает 40 девов, возвращает населению награбленное ими добро.

Давит - оxотник.

Он видит свет, исxодящий из гробницы отца, и решает восстановить у могилы Марутский xрам на горе Цовасар.

«Взошел Давит, глядит: там гробница стоит, из гробницы бьет пламя-радуга, над гробницей свет встает дугой. Давит подошел, он руку в огонь окунул - не палит. Он в пламя песку набросал - все же горит. Тогда лишь подумал Давит: «Верю, это и есть Марута, всевышняя дева». Он отцовским луком-стрелой очертил отцову плиту».

Давит отстраивает из камня xрам, воздвигнутый его отцом Мгером в честь Маруты (всевышней девы). Марута - богоматерь. Xрам Маруты восстанавливали «тысячи тысяч рабочиx и мастеров из семи городов. Скрепляют камни мастера. Рабочие глину месят, мастерам дают». Этот xрам был разрушен Мсра-Меликом.

Сын Давита Мгер младший вступает в поединок с отцом (не узнав друг друга по причине долгой разлуки). Но арxангел Гавриил прекращает бой. Сын со слезами целует руку отца. Однако Давит проклинает сына на бессмертие и на беспотомство.

Мгер младший в поединке с отцом наносит удары (раны), которые Давит интерпретирует как «удары» Бога, клятву которому он нарушил.

Давит обручается с красавицей-богатыршей Чымшкик-султан.

Дочь Капуткоxского царя Xандут-Xатум мечтает о Давите и посылает певцов-гусанов к нему. Он едет к Xандут. Та из окна бросает ему яблоко. Давит сражается с врагами отца Xандут-Xатум (среди которыx персидский и китайский цари, черный царь и другие).

Давит вступает в бой со своим двоюродным братом Пароном Астxиком и тяжело ранит его.

Чымшкик-султан вызывает Давита на бой за то, что он изменяет ей ради Xандут. За нарушение клятвы Давид подвергается Божьей каре. Его смертельно ранит отравленной стрелой дочь Чымшкик-султан (от его семени). «Мой червь в чреве моем. Мое семя убило меня». Xандут от горя бросается с башни. Иx xоронят у храма Маруты, близ церкви.

Мгер мстит за смерть отца. Сватается к дочери царя Пагика Гоар-xатун, одолевает ее в единоборстве и женится на ней.

Мгер покоряет царство Запада. Отцовское проклятие тяготеет над ним: ни детей у него нет, ни смерти ему не дано.

Мгер xоронит свою жену, возвращается в Сасун, но его ноги увязают в земле.

На могиле Давита он просит совета. Голос отца призывает: «Довольно скитаться по свету! Твое место на Ворон-утесе. Когда разрушится мир - и воздвигнется вновь, когда перестанет гнуться земля под конем твоим, - тогда настанет твой день!»

Метаясь в поискаx, бессмертный Мгер взывает к Богу: «Или вступи со мною в бой, или душу мою возьми!»

Бог посылает семь ангелов на коняx сразиться с Мгером. С полудня до сумрака бились они. Но меч Мгера ангелов не задевал, сквозь ангелов пролетал... Сравните с Библейским сюжетом борьбы Израиля с богом.

Ослабела, осела земля, не xотела Мгера носить. Затем Мгер и его конь в скалу ушли, скала замкнулась, срослась.

Раздвигается скала дважды в год (в день Вардавара и в день Вознесенья).

                              "Если встану, выйду на свет, -
                              Не удержит меня земля.
                              Пока этот мир полон зла,
                              Пока будет лжива земля,
                              На свете мне не жить.
                              Когда разрушится мир и
                              воздвигнется вновь,
                              Когда будет пшеница как лесной ореx,
                              Когда ягода шиповника будет ячмень, -
                              Тогда придет мой день.
                              Отсюда я выйду в тот день!"

Таков пророческий ответ героя армянского эпоса на вопрос одного пастуxа: "Когда отсюда выйдешь, Мгер?". Аналогичный мотив мы встречаем в мифах о Заратуштре.

Ахурамазда создал духовную сущность Заратуштры в начале бытия и поместил ее в ствол древа жизни Хаомы, а через 6 тысяч лет, в период ожесточения вселенской борьбы добра и зла, Заратуштра был призван способствовать победе добра на земле. Получил телесное воплощение и был озарен неземным светом истины. В древности представление о мировом древе было заменено изображением креста, который выбивался на камнях (хачкар - крест-камень).

ВОЙНА И МИР (по Библии)

Бог указал своему народу на Ноя как на пастыря и вождя. Патриарх истории Армении М. Хоренаци приводит слова «превосходящих многих правдивостью» Беросовой Сивиллы: «До строительства башни, говорит она, и до разделения речи человеческого рода на многие языки, и после плавания Ксисутра в Армению, властителями земли были Зрван, Титан и Иапетосте. Мне представляется, что это Сим, Хам и Иафет». «После раздела ими власти над всей вселенной, говорит она, Зрван усиливается и достигает господства над обоими братьями.

По завладении Зрваном власти Титан и Иапетосте не подчинились ему и ополчились на него войной, «ибо он замыслил передать своим сыновьям царскую власть над всем (миром)»... В итоге Титан завладел некоторой частью наследственных владений Зрвана.

М. Хоренаци отмечает, что здесь много истинного, и для убедительности приводит слова епископа кипрского (города) Констанции Епифания (из «Опровержении ересей»). Последний, по поводу истребления сынами Израиля семи народов, говорит, что «Бог по справедливости истребил эти народы перед лицом сынов Израиля, ибо страна, составлявшая владение сыновей Сима, была (изначально) получена ими в удел, а Хам вторгся и насильно завладел ею. Но Бог, блюдя право и клятвенное условие, воздал роду Хама отмщением, вернув наследство сыновьям Сима. «

Следует отметить, что в дальнейшем Бел (Титанид, потомок Хама) также пытается свою власть распространить над всем миром. Но наш Айк (потомок Иафета) восстает и убивает Бела, утвердившего над всеми свою царскую власть.

Давайте призадумаемся, почему Айк, не желая подчиниться Белу, отправляется на землю Араратскую после рождения сына в Вавилоне. Айк вернулся на землю отцов, чтобы отстоять ее от Бела.

М. Хоренаци упоминает о небольшом числе людей, которые поселились там прежде, и последние «добровольно подчиняются» герою. Со слов древних философов он отмечает, что один из младших сыновей Сима по имени Тарбан, с тридцатью сыновьями и пятнадцатью дочерьми и их мужьями, отделившись от отца, поселяется на берегу одной реки, и Сим по его имени называет эту область Таравном (или Тарон). Тарон - область провинции Туруберан; расположена западнее озера Ван, в долине реки Мел (Мелрагет).

Евреи первого и второго переселения (по Истории М. Хоренаци) были заселены именно на тех землях, где жили когда-то их праотцы, в частности около озера Ван, рядом с Сасунскими горами. Бок о бок жили дружно потомки Иафета, принявшие в свою среду потомков Тарбана, одного из младших сыновей Сима.

Таким образом, впервые на землю «обетованную» возвращаются «дети Айка» вместе с героем. Айк, достойным его благородству образом, труп своего могучего родича Бела, покрытый зельями, приказывает отнести в Харк (Айрк) и похоронить на возвышенности, на виду у своих жен и сыновей. Не исключается, что Местраим, отец Бела и двоюродный дядя Торгома (правнука Иафета) родился или проживал также в Харке (по-армянски означает отцы).

Рассмотрим период, когда в Ассирии к власти приходит (вступает на престол в Ниневии) Нин. Нин таит в «душе память о вражде своего предка Бела», проведав о том из преданий, и долгие годы помышляет о мщении потомкам доблестного Айка. Один из них, Ара, погибает в войне с ассирийской царицей Шамирам (супругой Нина). Шамирам предлагает Ара жениться на ней, царствовать над всем, чем владел Нин. Но Ара не соглашается... Т.е. потомок Иафета благородно отказывается от прав наследования того, что принадлежало потомкам Хама. Это уникальный в истории факт добровольного отказа от власти и богатств, отказ от царствования над всем, чем владел Нин (царь Ассирии), потомок Хама.

ТЫ БЫЛ ТАКИМ

П. Севак, Ереван (1950г.),
перевод автора

                              Каждый камень здесь несет
                              Следы твоей крови и созидающей руки.
                              Чистые воды подобны твоей совести.
                              Тебя звали смелым, звали и слабым, немощным,
                              Но не... властителем и повелителем.
                              Иногда ты был бит, и сам бил зло,
                              Тебя иногда пленяли и дарили другим.
                              Ты бывал и непобедимым, и мужественным,
                              Был иногда и жесток, иногда мягким и добрым,
                              Но не... бесчестным и бесправным.
                              Таким тебя знает даже твой враг,
                              В одной руке меч, в другой серп,
                              Или искусное перо, или скребло,
                              Ты то законопослушный, то талантливый,
                              Всегда талантливый...

В III тысячелетии до н.э. на территории Палестины осели племена ханаанеев. В 18 веке до н.э. Палестина была завоевана гиксосами, известными как «пастушеские цари» или «чужеземные князья» (гиксос, Hiksos - это гайк (haik) сасунский, т.е. айкид из Сасуна). Для их городов и поселков в Палестине характерны большие глиняные валы вне стен (Фара, Телль-Эль, около Иерихона, к северу от Мертвого моря, Хазор). Исход евреев из Египта происходит в период 1290-1223 гг. до н.э. Айк возвращается из Вавилона на землю Араратскую примерно в 2026г. до н.э.

Арам совершает множество доблестных подвигов и раздвигает пределы страны с 1827 г. по 1769 г. до н.э. Гиксосы завоевывают Египет и правят там в 1750-1580 гг. до н.э. из своей столицы Аварис в дельте Нила. Они знакомят египтян с лошадью, колесницей, вертикальным ткацким станком, колесом со спицами, оливом, гранатом и др. «Гиксосы нарушили изоляцию Египта, что создало основу для процветания культуры Нового царства, но повлекло за собой их изгнание» (У.Брей, Д.Трамп). Они упростили египетскую письменность, создав чисто алфавитное письмо (И. А. Лапис, С. Айвазян). Гиксосы новой столице Египта Аварис дали имя, по-видимому, в честь древнейшего армянского города-жилища Армавир, построенного Арамаисом (родился в 1980 г. до н.э.), сыном Араманеака, родовладыки потомков Айка - родоначальников. Армавир (Арами вайр - местность Арама) был построен на холме, у берегов реки Ерасх (Аракс).

Но почему гиксосы завоевывают Египет? Ответ на этот вопрос находим у М. Хоренаци, который пишет, что потомок Хама - «Местраин это Мецраин, что означает Египет, и многие летописцы, считающие Неброта, то есть Бела, эфиопом, убедили нас в том, что это правильно, учитывая смежность (страны его) обитания с Египтом». Местраин (Мецраин) в Библии потомок Хама, олицетворяющий Египет. Историк отмечает, что «носящий имя Кроноса и Бела - это Неброт...» Бел, согласно Божественному Писанию, действительно является Небротом, сыном Местраима. М.Хоренаци передает нам ключевые моменты истории Армении почти эзоповским языком.

Многие специалисты считают, что израильские (еврейские) племена появились впервые в Египте в период правления гиксосов. Это вполне объяснимо и логично. Еврейские племена были союзниками гиксосов. Потомки Сима и Иафета пытались совместно отвоевать у потомков Хама завоеванные земли.

Но потомки Хама вновь возвращают себе власть над миром. Египет выступает против гиксосов и прогоняет их, завоевывает в дальнейшем Сирию и Палестину и расширяет границу вплоть до Евфрата (к этому времени специалисты относят исход израильских племен из Египта). Остатки гиксосов отступили в Палестину и о дальнейшей их судьбе никаких сведений нет (см. БСЭ т. 6, стр. 517).

В конце XIV-середине XIIIвв. до н.э. Египет ведет борьбу с хеттами-индоевропейцами за Сирию. Палестина и южная Сирия закрепляются за Египтом.

В период 1000-525 гг. до н.э. начинается постепенный закат могущества Египта. После смерти Соломона в конце Х в. до н.э. египтяне еще раз сумели разграбить Иерусалим, но уже в VIII в. до н.э. их собственные земли захватывают ассирийцы. В 660 г. Египет освобождается от ассирийского ига, но, когда Нововавилонское царство напало на Ассирию, египетский фараон Нехо пытается ей помочь. Последний наносит поражение иудейскому царю при Меггидо, по пути через Палестину. Но армия Нехо терпит поражение от Навуходоносора. Преемники Нехо пытались помочь Иудее в борьбе с Вавилоном, но без успеха.

В 525 г. до н.э. Египет попадает в «руки» Персии. В 332 г. до н.э. Египет был завоеван А. Македонским. И т.д. и т.п. Но вернемся к гиксосам.

Действительно ли гиксосы относятся к армянскому этносу? С. Айвазян впервые высказал точку зрения, что гиксосы - это армянские горцы. Но многие специалисты и ученые не смогли, к сожалению, ни опровергнуть, ни согласиться с ней. Проблема происхождения гиксосов волновала и волнует научный мир. Кто же такие на самом деле гиксосы? Убедительный ответ на данный вопрос мы находим в армянском народном эпосе. Да, гиксосы - это армянские горцы, а именно, гайки сасунские (сасунские армяне). Приведем интереснейший фрагмент из эпоса «Давид Сасунский». Войдем вглубь истории.

Давид, сын царя Сасунской страны, после смерти отца - Мгера отдается на воспитание своему дяде. Владыкой Сирии (в т.ч. Египта) был великан Мысрамелик (от слов Мысра - Египет, Местраин - Мецраин и мелик - князь). Мысра (ср. с русским словом мыс) возникло от армянских мис (мас) и ара, где мис (мас) - тело (часть), а ара - солнце, т.е. этимологически Мысра означает часть солнца. Египет переводится как солнце, а египетский бог Ра - бог солнца, отсюда рай - солнечное, счастливое место. От ара (Ра), по-видимому, возникли слова радиус (отрезок, соединяющий окружность со своим центром), радость, разум, растение, краса и т.д..

Возмужавший Давид прогоняет посланника Мысрамелика - сборщика налогов, который хочет увезти казну (подать за 7 лет). В ответ Мысрамелик ведет войско на город Сасун, требует подати, грозит разгромом города.

Давид отвечает: «Казны отца не отдам, Мысрамелик пускай что хочет творит». Здесь прослеживается связь с историей об Айке, взбунтовавшемся против Бела и вставшем на защиту отцовской земли. Давид вначале взял лук и стрелы (также как и Айк), затем отцовский меч-молнию, головной убор, кафтан и пояс, сел на отцовского коня и выступил против врага,

                              "Божье имя Давид помянул,
                              Марутскую он Божью мать помянул".

Марутская божья мать здесь выступает как прообраз девы Марии (Мариам), богородицы и земной матери Иисуса Христа (см. главу Хачапаштутюн). Храм Маруты воздвигнул отец Давида (от слов мец (большой) или скорее мер (наш) и гер (отец)). Т.е. Мгер - это Отец наш.

Этимология имени Мария (святой библейской богородицы) - неясна, считают, что оно, возможно, означает «сильная, прекрасная». По-армянски Мария = М(ать) ара, т.е. бога, солнца (богоматерь). Если читать Арам с конца, получается Мара. Мрамор на арм.(мармар), а Мраморное море - (мармара). Месяц март (mart) - начало весны (рождения) и опять корень мар.

                              "Патеразма крест на десной своей,
                              Ударил лишь раз Давид булавой... "

Эпос «Давид Сасунский» отражает черты борьбы гиксосов, т.е. армянских горцев (сасунцев) с египтянами (борьба Санасара и Багдасара, Мгера (отца Давида), Мгера младшего (сына Давида) с врагами и др.). Армянский эпос - это уникальное свидетельство подвигов древних армян из страны Сасунской. Фрагменты жизни гиксосов и их вождей из Сасунской страны, завоевавших и покоривших Египет, сохранились и нашли отражение в эпосе.

Древние евреи, участвовавшие в походах гиксосов, также сохранили в фольклоре память о подвигах нашего Давида. В частности, в легендах и мифах о библейском Давиде. И даже окрестили своего легендарного царя Израильско-Иудейского государства именем Давид. Представляет интерес в этой связи и рассказ М.Хоренаци о потомках царя Ассирии Сенекерима (704-681 гг. до н.э.), который царствовал восемьюдесятью годами раньше Навуходоносора. Сенекерим «...осадил Иерусалим в дни иудейского вождя Иезекия. Он был убит своими сыновьями Адрамеликом и Санасаром, которые спаслись бегством у нас» (в Армении).

«Одного из них наш храбрый предок Скайорди поселил на юго-западе нашей страны, близ границ той же Ассирии; это был Санасар. Его потомство разрослось и умножилось и заполнило гору, называемую Симом (что в области Таравн, т.е. рядом с Сасунскими горами)».

Скайорди - дед Храчеа, армянского царя. Храчеа выпросил у Навуходоносора II (605 - 562 гг. до н.э.) одного из пленных иудейских вождей по имени Шамбат, привел его и поселил в Армении («нашей стране») с большими почестями. Шамбат (Смбат) - родовладыка рода Багратуни. Гора получает название Сим по имени сына Ноя Сима, прожившего там в течение двух лунных месяцев (М. Хоренаци).

Сравнительный анализ материала на религиозную тему из эпоса позволяет судить о том, что в «Давиде Сасунском» сохранены мотивы не столько языческой веры, сколько древнейшей доязыческой. Не исключено, что рассматриваемые в эпосе религиозные черты относятся к библейскому, изначальному периоду, когда на земле жил один народ, говорящий на одном языке и верующий в единого бога. Имя «Арамазд» - главного божества из пантеона древних армян происходит от слов «Арам» и «аст» (астцвац - бог) и переводится как Арам-бог (или божество Арама). Мгер (отсюда в перс. Михр) - бог небесного света и солнца, сын Арамазда (последователь его). В парфянском myhr (=mihr) - «солнце» (ср. миграция - путь, движение к свету, солнцу, теплу). Специалисты до сих пор считают, что Мгер (Михр) от пехл. Mihr, Митра (Мифы народов мира), что не соответствует действительности.

Вместо выводов

1. Впервые в истории человечества господства над всеми достигает Сим (один из сыновей Ноя).

2. Впервые в мире война началась из-за попытки Сима передать царскую власть над всем по наследству своим сыновьям. Два брата Хам и Иафет восстают против Сима.

3. Впервые захватнические войны вел Хам, вторгшийся и насильно завладевший частью наследственной территории Сима.

4. Впервые освободительные войны вел прародитель армян Айк (потомок Иафета) против Бела (потомка Хама). Айк выступал против всех, кто стремился к единоличной власти над всеми героями. Айк (а также созвездие Ориона у армян) - символ свободы и независимости, вознесся в небеса и почитался как небесное светило (Патараза хач - знак мужества).

5. Впервые исход, возврат на землю «обетованную» осуществил Айк со своими родичами, вернувшись из Вавилона на отцовскую землю Араратскую. Древние евреи (потомки Сима) последовали этому примеру, вытеснив ханаанеев (потомков Хама) из Палестины. Два «пленения» евреев при армянском царе Тигране Среднем, когда переселенцы были помещены в Армавире и Вагаршапате, и более позднее, когда евреи были размещены в городе Шамирам (т.е. Ване), обусловлены исторической памятью (божественной памятью) возвращения потомков двух сыновей Сима на «обетованные» территории. Эти сыновья отделились от Сима и осели в Араратской земле, после того, как их отец начал разведывать землю, отправившись на северо-запад.

До разделения речи человеческого рода было начато разделение религии (веры). Последними носителями отцовской веры были гиксосы, горные (сасунские) армяне (айки), хачапашты (крестопоклонники).

Они, как и египтяне-идолопоклонники, подчинившими себе мир, говорили на одном и том же языке.

6. Впервые благородный отказ от единоличного права владения миром продемонстрировал Ара Прекрасный, армянский царь (потомок Айка), добровольно отказавшийся от царского престола, который предлагала ему прекрасная Шамирам, владычица Ассирии. Этот престол принадлежал потомку Хама - Нину (мужу Шамирам).

7. Иудейский пророк Иеремия в словах, призывающих на войну против Вавилона - «Созовите царство Айраратское и воинство Асканазское!»- выражает чрезвычайно важную мысль. Историческая подоплека ее лежит в периоде, когда потомки Иафета и Сима совместно выступили против захватчиков (потомков Хама) и победили последних. История затем повторилась. История повторяется и сейчас.

8. Армянский народный эпос «Давид Сасунский» включает в себе черты героического прошлого гиксосов, сасунских армян, которые способствовали процветанию культуры Нового Царства. Настанет время, когда потомки Арама по воле божьей вернутся на землю Тогармы, родной Айрк, отдадут должное памяти своих отцов, по завету, во имя веры, прав наследства, правды и справедливости. Нельзя ни в коей мере забывать о пророчестве Мгера младшего.

Отрывок взят из монографии Григория Ваганяна «Каменная летопись цивилизации». Адрес в сети: http://www.iatp.am/vahanyan/kamlet/

Вернуться на верх страницы


Читать предыдущее Читать следующее
Реклама:
Сайт управляется системой uCoz