Эпос "Давид Сасунский"

ДАВИД БИБЛЕЙСКИЙ И ДАВИД САСУНСКИЙ

Современные этнографы говорят, что народы больше всего отличаются друг от друга способом воспитания детей и приготовлением пищи. А это, как верно отмечают армянские мужчины - в женских руках.

В эпосе Давид Сасунский мы встречаемся с замечательными подтверждением этих выводов а также гипотезы В. Геодакяна. Вспомните двух братьев: Мсра-Мелика, родившегося от идолопоклонницы - Египетской царицы (один тип генотипа) и Давида, родившегося от законной армянской жены Мгера (другой тип генотипа). Мсра-Мелик - тиран и кровожадный властитель, стремившийся уничтожить идеологию хачапаштутюна. Давид миротворец, победитель зла, добрый и наивный герой, любимец народа. Вспомним также, как из Армении привозили в Египет мед и масло для кормления малолетнего Давида, получавшего воспитание на чужбине.

Подобных примеров - множество в армянском эпосе. Достаточно лишь отметить и другую отличительную черту армянского Давида теперь уже от легендарного Давида Библейского. Последний совершает множество (и по современным меркам) безнравственных поступков: увлекшись женой одного из своих воиначальников посылает того на верную смерть и женится на ней. Давид Библейский имеет официально много жен. У Давида Сасунского одна жена. Изменив однажды ей, он подвергается божьей каре. Это актуальное по настоящее время предупреждение для армянских мужчин.

Давид Сасунский обращался к своей богоматери, святой Маруте, а Библейский только к богу воинств Израилевых.

"Жизнь и семейная организация армянского народа является по природе патриархальной, но, однако глубоко отличается от других азиатских народов в одном: в отношении женщин, в признании их независимости и равноправия, в их благородном отношении к ним, исходящим из представления армян о семье. На мой взгляд, в этом проявляется принадлежность армян к самой высокоразвитой цивилизации. Блестящее их духовное наследие призвано служить залогом их будущего, которое, кажется, предопределено им быть связующим звеном между Европой и Азией (Барон Август фон Хакстаузен). Замечательно сказано... "

Замечательные поэты, писатели и художники воспевали образы армянских женщин. А любимыми женами многих пашей, ханов и императоров были опять армянки. Время ждет, когда история и армянский народ поистине и по достоинству оценят труд, самопожертвование армянской женщины, матери, когда ученые выведут и собирательный образ из мифов и эпосов, а архитекторы воздвигнут в ее честь памятники (Маруте, Цовинар и др.), когда писатели займутся летописью об армянской женщине, а энциклопедисты - соответствующей анталогией.

В отличие от других, армянские женщины, армянские матери поистине выстрадали свое счастье многовековой историей неслыханных испытаний, мук и жертв, невиданного героизма, невероятной энергией и беззаветностью исканий, огромной сверхчеловеческой любовью к семье, к сыну и мужу.

Ни в одном армянском народном эпосе вы не встретите примера, когда сын убивает свою мать (ср. с легендарной Шамирам, погибшей от руки собственного сына).

Отрывок взят из статьи, опубликованной в сети по адресу: http://www.iatp.am/economics/migr/geni.htm

Вернуться на верх страницы


Читать предыдущее Читать следующее
Реклама:
Сайт управляется системой uCoz